Архивы

Август

3 августа 

95 лет со дня рождения русского писателя Анатолия Георгиевича Алексина (Гоберман) (1924–2917). Произведения: повести «Коля пишет Оле, Оля пишет Коле», «А тем временем где-то…», «В стране вечных каникул», «В тылу, как в тылу», «Третий в пятом ряду», «Безумная Евдокия» и др.

Далее »

Анатолий Георгиевич Алексин (настоящая фамилия Гоберман) родился 3 августа 1924 года в Москве. Отец Георгий Платонович Гоберман – педагог, экономист, журналист. Мать Мария Михайловна Гоберман – актриса. Первое сильное   воспоминание детства будущего писателя – арест отца в 1937 году. После ареста отца мать сразу же лишилась работы в театре как жена «врага» народа. Их маленькая семья осталась без средств к существованию. Спасали гонорары 13-летнего Толи, которые ему платили  в газете «Пионерская правда» за публикацию стихов и заметок. Позже публикации юноши появились в «Комсомольской правде», журналах «Мурзилка» и «Пионер». В 1939 году отца оправдали и выпустили на свободу. Но тут грянула война.
Во время войны Анатолий Георгиевич оказывается вместе с матерью в эвакуации за Уралом, где является сотрудником уральского завода в должности редактора местного издания  «Крепость обороны», а вскоре и ответственным секретарем издания.
По окончании войны Анатолий Гоберман поступил в Московский институт востоковедения (индийское отделение), который окончил в 1950 году. Тогда же был издан его первый сборник повестей «Тридцать один день» под фамилией Алексин. Этот сценический псевдоним матери Анатолий и сделал своим творческим именем, под которым его сегодня знают миллионы читателей. С этого сборника начинается творческая биография Алексина.
Период  до 1966 года считается временем его работы для детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Автором написаны такие замечательные повести, как «Саша и Шура», «Необычайные похождения Севы Котлова», «Коля пишет Оле, Оля пишет Коле», «В стране вечных каникул» и другие. Произведения того времени издаются в сборниках «В одном пионерском лагере» (1954), «О дружбе сердец» (1959), «Школа на новом пути» (1959).
После 1966 года и в период застойных 70-х автор посвящает свое творчество юношеству и молодежи. Темы его новых произведений – рассказов, повестей, пьес – это взаимоотношения детей с миром взрослых, первые опыты гордости, жалости, стыда, проявления детского эгоизма, ,а порой и жестокости. До конца 70-х литератор пишет еще ряд выдающихся работ: «Мой брат играет на кларнете»,  «Звоните и приезжайте!».  «Третий в пятом ряду», «Раздел имущества», «Сердечная недостаточность».
Произведения Алексина быстро становятся популярными у читательской аудитории, а также отмечаются различными государственными премиями и литературными наградами, как отечественными, так и международными.
Повесть «Безумная Евдокия» стала одной из самых резонансных работ в творчестве мастера пера.
В 1980 году литератор получает Международную премию европейских стран имени Максима Горького за лучшее произведение для юношества. В это же время библиографию пополняет его «Собрание сочинений в трех томах», а в 1987-м увидит свет издание «Очень страшная история и другие повести».
В статусе секретаря Союза писателей (1970-1989) Анатолий Георгиевич вел активную общественную деятельность, в том числе и участвовал в зарубежных поездках. Так, после американского турне журналисты США окрестили писателя «русским Марком Твеном». Не раз Алексин был председателем жюри конкурса детских и юношеских фильмов Московского международного кинофестиваля. 14 лет вел в эфире центрального телевидения передачу «Лица друзей».
В 1993 году супруги Алексины иммигрировали в Израиль, поселились в Тель-Авиве. Здесь писатель работает уже в жанре взрослой прозы, публикует романы «Сага о Певзнерах» (1994) и «Смертный грех» (1995), ряд повестей и рассказов («Если бы их было двое», «Диагноз»). Детской и юношеской теме тех лет посвящены работы «Смешилка», «Не родись красивой».
Также в Израиле была издана книга его мемуаров «Перелистывая годы», обложку которой украсило их фото с супругой Татьяной.
Последний рассказ мастера «Смотри мне в глаза» был опубликован в 2008 году.
Известие о смерти писателя пришло из Люксембурга 1 мая 2017 года. Анатолий Алексин скончался на 93-м году жизни.

9 августа

120 лет со дня рождения английской писательницы Памелы Линдон Трэверс (Хелена Линдон Гофф) (1899–1996)Произведения: цикл сказочных повестей «Мэри Поппинс», «Мэри Поппинс возвращается», «Мэри Поппинс открывает дверь», «Мэри Поппинс на Вишневой улице».

Далее »

Памела Трэверс – английская писательница австралийского происхождения. Настоящее имя писательницы – Хелен Гофф. Она родилась 9 августа 1899 году в австралийском городке Мэриборо. Ее семья была довольно обеспеченной.  После смерти отца семейство перебралось в Новый Южный Уэльс, где проживала бабушка Хелен-Памелы. У нее была своя сахарная плантация. Гоффы прожили там десять лет.
В детстве Хелен предпочитала человеческому обществу компанию животных. У нее была очень развита фантазия и воображение. Она читала много книг и верила в сказки.
Когда началась Первая мировая война, Памела Трэверс начала учиться в Эшвилдской школе для девочек. Именно там ярко проявился ее талант писательницы. Она радовала школьный театр пьесами, писала рассказы и стихи, ее братья и сестры были в восторге от волшебных сказок, вышедших из-под пера Памелы.  Однако написание книг не было пределом мечтаний молодой девушки. Она занималась музыкой и жаждала стать актрисой. В 1917 году для осуществления своего желания Хелен Гофф перебирается в Сидней. Именно там она становится П. Л. Трэверс. Инициалы в то время были в ходу у женщин, желающих участвовать в культурной и творческой жизни.
Несколько лет она успешно выступала в театре, играя главные роли. Однако эта деятельность не приносила ощутимого дохода. Памеле приходилось подрабатывать журналисткой. Сформировав собственную манеру письма, Трэверс стала востребованной журналисткой и начала получать заказы от национальных газет и журналов. Артистическая карьера постепенно отошла на второй план.
Поворотным моментом в судьбе писательницы стал 1924 год. Именно тогда она переехала в Англию. Ее путешествие было очень интересным и нашло отражение в некоторых произведениях Памелы.  Первое время она писала небольшие заметки для австралийских издательств в Лондоне и отправляла большие статьи об искусстве в газеты своей родины.
В 1934 году писательница заболела плевритом и решила уехать из Лондона, чтобы набраться сил за городом на свежем воздухе. Однажды ее попросили присмотреть за двумя детьми, и Трэверс согласилась. Чтобы как-то развлечь малышей, она придумала удивительную историю о необычной няне, которая прилетала к детям на зонтике. Именно так родилась знаменитая Мэри Поппинс, неожиданно появившаяся в доме №17 на Вишневой улице, семейство Бэнксов и другие герои. Книга  “Мэри Поппинс” вышла в том же 1934 году. Это был невероятный успех, настоящий триумф. На следующий год вышло продолжение истории о няне. Всего писательница создала 18 произведений о волшебной леди Мэри, последнее из которых было опубликовано в 1989 году.
Книги Памелы Трэверс были экранизированы в Голливуде в 1964 году. Студия Диснея сняла фильм, который в итоге был 13 раз номинирован на “Оскар” (5 наград выиграл). В России в 1983 году вышла кинокартина “Мэри Поппинс, до свидания!”.
П. Л. Трэверс умерла в 1996 году, не дожив пару месяцев до своего 97 дня рождения.
Писательница являлась офицером Ордена Британской империи.

9 августа

125 лет со дня рождения русского писателя Михаила Михайловича Зощенко (1894–1958). Произведения: рассказы «Леля и Минька», «В гостях у клоуна», «Галоши и мороженое», «Карусель», «Умные животные» и др.

Далее »

Родился от 28 июля (9 августа) 1894 года в Петербурге. Его родители были дворянами, а мать до замужества играла в театре. Кроме того, она писала детские рассказы.
Писать он начал еще восьмилетним мальчиком – сначала это были стихотворения, потом рассказы. Уже в 13 лет он стал автором рассказа “Пальто” – первого из многих, написанных под впечатлением от неурядиц в семье и сложного детства.
В 1913 году  окончил  гимназию, а вот на обучение в  университете  денег  не хватило – он был отчислен за неуплату. Зощенко начал зарабатывать довольно рано, посвящая летние каникулы работе контролера на железной дороге.
Началась гражданская война и молодого человека призвали в армию. Он  получил четыре боевые награды,  и даже  вернулся на фронт после того, как его списали в запас.
А потом была революция 1917 года и возможность уехать из Архангельска, где он служил комендантом почтамта, во Францию. Зощенко от нее отказался.
За свою юность писатель сменил около 15 профессий, и к 1919 году стал телефонистом,  одновременно посещая  литературную студию Корнея Чуковского, который  высоко ценил юмористические рассказы молодого автора. Там он познакомился с другими писателями, с которыми в 1921 году объединился в литературную группу «Серапионовы братья». Группа выступала за свободу творчества от политической опеки.
«Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова» – стали первой его книгой, изданной в 1922 году.
В сборниках рассказов 1920-х годов «Юмористические рассказы» (1923), «Уважаемые граждане» (1926) и др. Зощенко создал новый для русской литературы тип героя — советского человека, не получившего образования, не имеющего навыков духовной работы, не обладающего культурным багажом, но стремящегося стать полноправным участником жизни, сравняться с «остальным человечеством».
К середине 1920-х годов Зощенко стал одним из самых популярных писателей. Его книги издаются и переиздаются (за двадцать пять лет, с 1922 года, количество переизданий достигло сотни), а фразы становятся крылатыми.  Его рассказы «Баня», «Аристократка», «История болезни» и др., которые он часто сам читал перед многочисленными аудиториями, были известны и любимы во всех слоях общества.
В 1929 году издает книгу “Письмо к писателю”, в которой проводит необычной исследование. Она состояла из множества сотен писем читателей, которые были адресованы автору, и его отзывы о них.
В тридцатые годы ситуация несколько меняется – после поездки на Беломорканал он пишет мрачную “Историю одной жизни”, еще до этого его “Письма к писателю” вызвали волну возмущения, а одну из пьес сняли с репертуара. Постепенно он погружается в депрессию.
В этот период писатель увлекся психиатрией. Он написал “Возращенную молодость” и “Голубую книгу”. После публикации «Голубой книги», вызвавшей разгромные отзывы в партийных изданиях, Зощенко фактически было запрещено печатать произведения, выходящие за рамки «положительной сатиры на отдельные недостатки».
После этого Зощенко пишет, в основном, детские рассказы, а по окончании войны – сценарии к фильмам и спектаклям.
Ещё во время начала Великой Отечественной войны  Михаилу Зощенко пришлось уехать в город Алма-Ату. Там он работает в сценарном отделе «Мосфильма». К этому времени он пишет серию военных рассказов, несколько антифашистских фельетонов, а также сценарии к фильмам «Солдатское счастье» и «Опавшие листья».
Особое значение в своём творчестве Зощенко уделяет фельетонам. В апреле 1943 года Зощенко приехал в Москву, был членом редколлегии журнала «Крокодил».   Михаил Зощенко постоянно высмеивал поступки и действия советского общества.  Некоторые рассказы и произведения автора выходили за рамки сатиры с элементами юмора и лёгкой усмешки, их перестали выпускать и печатать.
В 1944—1946 годах много работал для театров. Две его комедии были поставлены в Ленинградском драматическом театре, одна из которых — «Парусиновый портфель» — выдержала 200 представлений за год.
В эвакуации Зощенко продолжает работать над повестью «Перед восходом солнца» (рабочее название — «Ключи счастья»). Писатель признаёт, что именно к ней он шёл на протяжении всей своей творческой жизни. Материалы для будущей книги он собирал с середины 1930-х годов. «Перед восходом солнца» — автобиографическая и научная повесть, исповедальный рассказ о том, как автор пытался победить свою меланхолию и страх жизни.
Начиная с августа 1943 года журнал «Октябрь» успел опубликовать первые главы «Перед восходом солнца». Продолжение публикации журналу было строго запрещено.
Написанная книга обрушила на автора множество негативной критики со стороны читателей.
Повесть «Перед восходом солнца» была впервые полностью опубликована только в 1973 году в США, на родине автора — в 1987 году.
Его произведения критикует сам Иосиф Сталин.
Постановление ЦК ВКП(б) «О журналах „Звезда” и „Ленинград”» от 14 августа 1946 г. привело к запрету на издание произведений Зощенко и к травле писателя.
Следствием этой идеологической кампании стало обострение у Михаила Михайловича душевной болезни. Восстановление его в Союзе писателей после смерти И. В. Сталина (1953 г.) и издание первой после долгого перерыва книги (1956 г.) лишь на время облегчили его состояние.
Постепенно писатель угасает – и в 1958 году его не стало. Похоронен он в городе Сестрорецке.

 

28 августа

120 лет со дня рождения русского писателя Андрея Платоновича Платонова (Климентов) (1899–1951). Произведения: рассказы и сказки «Серёжка», «Сухой хлеб», «Ещё мама», «Солдат и царица», «Неизвестный цветок», «Кто сильнее?», «Ленивая девочка», «Лиса-плотник» и др.

Далее »

Родился Андрей Климентов 20 августа (1 сентября) 1899 года в Воронеже в рабочей семье, в которой, кроме Андрея, родилось еще 10 детей. Будучи старшим сыном, Андрей Платонович помогает родителям в воспитании братьев и сестер, а позже начинает обеспечивать материально.

В возрасте семи лет Андрей был зачислен в церковно-приходскую школу. В 1909 году мальчик поступил на обучение в городскую четырехклассную школу. С 1918 года стал учиться в техническом училище Воронежа. Из-за трудного материального положения в семье рано начал работать. Сменил много профессий: был помощником машиниста, литейщиком труб на заводе, работал в страховой сфере, в производстве мельничных жерновов

Писать стал во время гражданской войны, поскольку работал военным корреспондентом. За этим последовала активная творческая деятельность. В начале 1920-х годов выпускает первую книгу “Электрификация” и сборник  стихов “Голубая глубина”, эти произведения очень полюбились народу, и их одобрили критики. В это же время Андрей и меняет свою фамилию Климентов на Платонов.

Переехав в 1926 году в Москву, Платонов начинает писать с еще большим вдохновением и упоением. Так, издаются его новые произведения – «Сокровенный человек», «Ямская слобода», «Эфирный тракт», а также рассказы «Песчаная учительница», «Как зажглась лампа Ильича».

Уже ближе к 30-ым годам 20-го века Платонов пишет наиболее успешные произведения: это “Котлован” и “Чевенгур”. Далее все меняется. Повесть “Впрок”, после печати, была сильно раскритиковано Сталиным, и произведения Андрея Платонова  запрещают печатать.

Пробовал себя в драматургии («Высокое напряжение», «Пушкин в лицее»).

В 1937 г. вышла книга его рассказов «Река Потудань». Публикация произведений Платонова была разрешена в годы Великой Отечественной войны, когда он был фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда» и писал рассказы и очерки на военную тему.

В 1946 г. после публикации рассказа «Семья Иванова» (более позднее название «Возвращение») Платонова вновь подвергли критике и перестали печатать.

В пятидесятых годах Платонов сосредоточил свое внимание на литературной обработке народных сказок. Интерес к детской литературе появился у Платонова из-за его маленькой дочки Машеньки. В 1950 году писатель закончил работу над сказками «Неизвестный цветок» и «Волшебное кольцо». По мотивам этих произведений советские мультипликаторы создали в конце семидесятых годов мультипликационные фильмы.

Умер писатель в Москве, 5 января 1951 года.  Похоронили его на Армянском кладбище.

Литературная слава к писателю пришла уже после смерти. Как кратко заметил В. Васильев: «Читатель разминулся с Андреем Платоновым при его жизни, чтоб познакомиться с ним в 60-е годы и открыть его заново уже в наше время».

В память о писателе в Воронеже его именем названы улица, библиотека, гимназия, литературная премия, а также в его честь установлен памятник в центре города.