Архивы

Апрель

1 апреля

90 лет со дня рождения русского писателя, поэта  Валентина Дмитриевича Берестова (1928-1998).
Автор сборников    стихов и сказок «Отплытие», «Про машину»,  «Весёлое лето», «Картинки в лужах», «Улыбка» и другие.1 апреля 1928 года в городе Мещовске (ныне – Калужской области) в семье учителя родился мальчик, будущий детский писатель Валентин Дмитриевич Берестов.

Несколько интересных фактов биографии… »

Мальчик был очень умный: уже в 4 года он научился читать. А читать его научила прабабушка. Она ничего не видела, но очень хотела знать, что делается в мире. Поэтому и просила мальчика рассказывать картинки из газет и журналов. И очень скоро Валентин научился читать. Мальчик стал ходить в читальный зал библиотеки. Там читал смешные истории и смеялся так громко, что его часто усаживали читать книги на крыльцо. 
Уже в детстве Валентин стал сочинять. Сначала он сочинял дразнилки, чтобы немного посмеяться над друзьями, потом  Валя Берестов начал писать стихи. Они спасли ему жизнь, когда грянула война, и из родных мест пришлось уехать в Ташкент. Там его стихи ходили по городу между школьниками, пока не попали в руки Корнея Чуковского и Анны Ахматовой. Эти великие литераторы не дали мальчику затеряться,  и отправили его в Москву. Там  Валентин  оканчивает десятилетку в Интернате для одаренных детей в Горках  (Московская область), затем поступает на исторический факультет МГУ.
 А еще работал Валентин Дмитриевич археологом. На основе полученных впечатлений и глубоких знаний позже появятся повести «Меч в золотых ножнах», «Приключений не будет», и, конечно, новые стихотворения.
 С публикации в первый послевоенный год книги для дошкольников «Про машину» и сборника стихов «Отплытие» начался творческий путь Валентина Дмитриевича Берестова. Позже он порадует своих маленьких читателей еще целым рядом поэтических сборников: «Жаворонок», «Пятая нога», «Веселое лето», «Улыбка». В начале шестидесятых годов увидят свет его повести «Два огня», «Государыня пустыня», «Приключений не будет».
«Как хорошо уметь читать!», – в восторге сказала дочка Валентина Дмитриевича Берестова Марина, и ее слова стали первой строчкой стихотворения «Читалочка», хорошо известного  всем школьникам нашей страны. 
Стихи и рассказы  Валентина Берестова  стали  верными друзьями детей на долгие годы, помогая т им расти, мечтать и фантазировать. Книги  читаются легко, поскольку это был человек с большим чувством юмора и нравоучений он не любил. 
Вот такой был замечательный детский писатель. 
Умер Валентин Дмитриевич Берестов в 1998 году.

3 апреля

115 лет со дня рождения советской писательницы Софьи Абрамовны Могилевской (1903-1981). Автор повестей для детей и юношества: «Мой папа – волшебник», «Семь разноцветных сказок», «Когда Машенька была маленькой».

Несколько интересных фактов биографии… »

Софья Абрамовна Могилевская – коренная москвичка. Родилась в семье известного музыканта и, по желанию родителей, готовилась быть пианисткой. Пианисткой не стала, а музыку полюбила на всю жизнь. О музыке есть у неё такая превосходная книга, как “Виолончель Санта-Тереза”.
Кроме музыки она увлекалась литературой. В раннем детстве даже пробовала писать, подражая своим любимым писателям.
 С середины 30-х годов начинает писать рассказы и повести для детей и целиком отдаёт себя литературному творчеству. «Лагерь на льдине» о подвиге челюскинцев выходит в 1935 году. Затем Могилевская знакомится с  командиром Чапаевской дивизии   и под влиянием рассказа о мальчике из чапаевской дивизии,  пишет повесть «Чапаёнок», а затем другие произведения для детей о Гражданской войне.
Перед самой войной выходит повесть «Марка страны Гонделупы», принёсшая Могилевской впоследствии всесоюзную известность.
Софья Абрамовна Могилевская  около пятидесяти лет своей жизни посвятила детской литературе, написав свыше пятидесяти различных произведений – повестей, рассказов, сказок, научно-познавательных книг для детей дошкольного, младшего, среднего и старшего возраста.
Софья Абрамовна увлекалась историей, особенно историей русского театра. Последние несколько лет она работала над историческими повестями, которые составляют как бы небольшую трилогию.
Первая – “Повесть о кружевнице Насте и великом русском актёре Фёдоре Волкове” – посвящена зарождению русского общедоступного театра.
Историческая повесть “Крепостные королевны” – второй этап развития русского театра.
И, наконец, “Театр на Арбатской площади” – последняя завершающая повесть этой трилогии. В те годы – а это было в первом десятилетии XIX века – русский театр становится уже профессиональным театром.
Её произведения, популярные при жизни автора, продолжают издаваться и читаться и в настоящее время.

12 апреля

195 лет со дня рождения русского драматурга Александра Николаевича ОСТРОВСКОГО (1823-1886). Автор пьес:  «Доходное место», «Гроза», «Женитьба Бальзаминова» и другие.

Несколько интересных фактов биографии… »

 

Родился драматург 12 апреля 1823 года в Москве на Малой Ордынке.
Его отец был  судейским служащим. Дослужился до чина коллежского асессора, а в 1839 году получил дворянство.
Мать Александра происходила из бедной семьи, умерла, когда ему не исполнилось  ещё  и 9 лет.
В детстве Александр получил хорошее домашнее образование.
Островский был полиглотом, и с ранних лет знал множество иностранных языков, среди которых: французский, греческий и немецкий языки. Позже он изучил еще испанский, итальянский и английский. На протяжении всей жизни он делал переводы своих пьес  на иностранные языки.
Островский поступил в университет, но вынужден был бросить учебу из-за противоречий с одним из преподавателей.

Покинув учебу, Александр устроился на работу в Московский суд писцом.
В 1845 году будущий драматург перешел на работу в канцелярию коммерческого суда. Этот этап карьеры дал Островскому множество ярких впечатлений, которые ему пригодились в будущем для его  произведений.
Слава пришла к писателю при публикации произведения «Свои люди – сочтемся»,  но вышла пьеса в свет не сразу, так как сначала была запрещена цензурой за оскорбление купеческого сословия.
Незавидная судьба могла ожидать и пьесу «Гроза». Это произведение вообще могло не появиться на свет, если бы не вмешательство Императрицы, которой оно понравилось. Добролюбов назвал эту пьесу «Лучом света в тёмном царстве».
С 1853 года более 30 лет новые пьесы Островского почти каждый сезон появлялись в московском Малом и петербургском Александринском театрах.
В 1885 году Островский был назначен заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища. 
За свои достижения в искусстве был награжден Уваровской премией. В то время он был членом-корреспондентом Академии наук в Петербурге, руководил Артистическим кружком, где помогал расти будущим талантам.
Здоровье не отвечало тем планам, какие он ставил перед собой. Усиленная работа истощила организм. 2 (14) июня 1886 года  Островский скончался в своём костромском имении Щелыково.
Последней его работой стал перевод «Антония и Клеопатры» У. Шекспира – любимого драматурга Александра Николаевича.
После смерти драматурга Московская дума устроила в Москве читальню имени А. Н. Островского.
Даже по современным меркам следует признать, что Островский был гением. Полиглот, выдающийся драматург, основатель русского театрального искусства. Выдающийся, образованный и любознательный человек.

 

15 апреля

115 лет  со дня рождения русского детского писателя Фёдора Фёдоровича КНОРРЕ (1903-1987).    Автор романа «Навсегда»,  повестей и рассказов «Оля», «Солёный пёс», «Капитан Крокус» и других.

Несколько интересных фактов биографии… »

Родился в Санкт-Петербурге, в семье инженера-мостостроителя Ф. Ф. Кнорре.  Внук архитектора и инженера Ф. К. Кнорре и правнук астронома К. Ф. Кнорре.
В возрасте 16 лет ушёл добровольцем в Красную армию, участвовал в Гражданской войне.
В начале 1920-х годов учился в творческой мастерской ФЭКС («Фабрика эксцентрического актёра») в Петрограде. Затем выступал как цирковой артист,  писал комические сценарии, цирковые репризы. Работал в ленинградской газете «Смена» и в московской театральной мастерской, где был инструктором по акробатике.
С конца 1920-х годов работал в ленинградском, а затем в Центральном московском Театре рабочей молодёжи.
В дальнейшем занимался главным образом литературной деятельностью — писал рассказы, повести, пьесы, киносценарии. В 1941 году вступил в Союз писателей СССР.
Федор Кнорре – талантливый мастер рассказа. Его творчество отличается интересом к проблемам нравственным, семейным, бытовым, мягкий лиризм сочетается у автора с эмоциональной напряжённостью.
В 1938 году опубликовал первый рассказ — «Неизвестный товарищ», — посвящённый мужеству и стойкости советских людей в годы гражданской войны.
Единственный роман писателя — «Навсегда» (1960) — посвящён борьбе литовских партизан и подпольщиков в годы Великой Отечественной войны.
Три  произведения  могут быть отнесены к  детской научной фантастике и фэнтези: повесть-сказка «Капитан Крокус», фантастическая   повесть «Бумажные книги Лали»,  «Рыцарская сказка».
Очень охотно писал Кнорре для детей и о детях, об их внутреннем мире, об их отношениях со взрослыми («Ложь», «Хоботок и Ленора», «Черная трава», «Один раз в месяц», «Продается детская коляска»).
Многие повести и рассказы писателя переведены на иностранные языки: болгарский, польский, французский, английский, немецкий, бенгальский.

15 апреля  

110 лет со дня рождения детской писательницы Веры Васильевны Чаплиной (1908-1994).  Автор книг «Мои воспитанники», «Случайные встречи», «В Беловежской пуще».

Несколько интересных фактов биографии… »

Вера Васильевна Чаплина (настоящая фамилия Кутырина-Михайлова), детская писательница-анималист, родилась  в Москве. Родители были потомственными дворянами.   Отец Чаплиной был юристом, мать  по образованию музыкант, окончила Московскую консерваторию. В семье Кутыриных было трое детей, у Веры был брат Вася и сестра Валя.
В хаосе гражданской войны Вера Чаплина потерялась и оказалась в детском доме.
Писательница впоследствии вспоминала, что пережить первое большое горе ей помогла лишь любовь к животным. Даже в детском доме она умудрялась держать котят, щенят и птенцов. Она прятала их от воспитателей ночью, а днем уносила в сад. Любовь к животным, а также ответственность за их жизни воспитали в девочке умение преодолевать трудности и решительность.
Девочку  разыскала мать в 1923 году, и  они приехали в Москву.
Вера в Москве ходила в зоопарк и в кружок юных биологов. Вера вела научную работу, выкармливала животных и организовала площадку для молодняка. Это было новаторством, эксперимент воспитания на одной площадке детёнышей разных животных вызывал огромный интерес зрителей.
В это же время в журнале “Юный натуралист” были напечатаны первые рассказы Чаплиной. После их выхода издательство “Детгиз” решило заключить с Верой Васильевной договор на создание книги о площадке молодняка. В 1935 году она была опубликована. Книга называлась “Малыши с зеленой площадки”.
Чаплина отдала работе в зоопарке более 30 лет. В 1941 году она получила благодарность как ударница зоопарка.
Веру Васильевну в начале войны вместе с несколькими особо ценными животными отправили на Урал в эвакуацию. Так она оказалась в Свердловском зоопарке. В эвакуации сотрудники зоопарка самоотверженно сражались за жизнь питомцев. Весной 1943 г. Вера вернулась в Москву. Она работала теперь уже в должности директора производственных предприятий в том же Московском зоопарке, которому Вера Чаплина отдала более 30 лет своей жизни.
Для Чаплиной определяющей стала вторая книга. В 1937 году были напечатаны “Мои воспитанники”. Вошедшие в этот сборник рассказы обнаружили особый стиль писательницы, стали одними из самых удачных в ее творчестве. Особенно это относится к таким произведениям, как “Лоська”, “Арго”, “Тюлька”.
А история про воспитанную в квартире львицу Кинули  стала настоящим бестселлером.
Будучи заведующей секцией хищников, писательница  взяла к себе – в коммунальную квартиру,  львенка Кинули, от которого отказалась мама,  Когда Кинули подрос, его перевезли в зоопарк. В годы войны, когда Вера Чаплина была в эвакуации, Кинули погиб.
Писательница 10 лет трудилась над книгой “Питомцы зоопарка”.  Сборник вышел в свет  1955 году (окончательно завершён в 1965 году). Среди героев рассказов Чаплиной такие знаменитые животные Московского зоопарка, как волк Арго, тигры Раджи и Сиротка, медведи Борец и Марьям, кондор Кузя, слон Шанго и другие.
Она рассказывала о комических ситуациях, в которые попадали люди при более близком, тесном знакомстве с очаровательными животными. Остроумно и без насмешки над животными она рассказывала о зверятах, способных быстро вывести даже самого спокойного человека из себя.
Общий тираж произведений Чаплиной превысил 17 миллионов экземпляров.
С конца 1940 годов соавтором Чаплиной был писатель-натуралист Георгий Скребицкий. Они вместе создавали сценарии к мультфильмам, книги очерков.
В 1950-60-х гг. с персонажами произведений Чаплиной познакомились читатели Японии, Франции, США. Издательство “Международная книга” опубликовало “Питомцев зоопарка” и “Четвероногих друзей” на арабском, хинди, испанском и других языках.
Её произведения издавались не только в СССР, но и в Праге, Варшаве, Берлине, Софии, Братиславе.
По книгам Чаплиной было создано множество научно-популярных фильмов, художественных фильмов, мультфильмов, короткометражных фильмов и диафильмов для маленьких детей.
Чаплина получила медаль “За доблестный труд в ВОВ 1941-1945 годов”, ещё медаль “За трудовое отличие”, а также медаль “Ветеран труда”.
На книгах Веры  Чаплиной выросло не одно поколение   читателей.