Октябрь
4 октября
170 лет со дня рождения французского писателя Луи Анри Буссенара (1847-1910)
Автор приключенческой литературы : “Через Австралию. Десять миллионов Красного Опоссума” (1879), “Похитители бриллиантов” (1883), “Голубой человек” (1888), “Без гроша в карманах” (1895), “Капитан Сорви-голова” (1901).
Несколько интересных фактов биографии…
Родился писатель во Франции, в деревушке Экренн, в 1847 году. Отец состоял на службе сбора налогов и был управляющим замка в Экренне, а мать в том же замке служила горничной. Полное имя Анри-Луи-Франсуа-Илэр Буссенар.
После школы Луи учился в пансионе , где получил литературное образование, а после этого он решил поступить в Парижский университет, и отучиться на врача.
Страстью молодого Луи стала охота – когда доводилось приезжать домой, он неизменно охотился в лесах родного края.
Во время учебы началась франко-прусская война, он принял решение отправиться в армию. Так как Луи учился на врача, в армии его зачислили военным фельдшером на восточный фронт. В 1870 году Буссенара ранили. Вернувшись с фронта, Луи Буссенар продолжил учебу, но вскоре понял, что литература – вот его призвание.
Он работал в газетах Парижа как репортер и хроникер. Первое трехмесячное путешествие в Австралию и Индонезию оказывает сильное влияние на Луи. Когда выходит «Журнал путешествий», в нем публикуется роман Луи Буссенара «Через всю Австралию». Следующий роман автора называется «Кругосветное путешествие юного парижанина», и благодаря этому произведению Буссенар становится известным широкому кругу читателей. После этого Луи оставляет работу репортера, и полностью отдает себя литературе.
Буссенар оставил весьма богатое литературное наследие. В библиографии, скрупулёзно составленной Тьери Шеврие, фигурирует 38 романов (при этом «Десять тысяч лет среди льдов» и «Похождения Бамбоша» он учитывает как части «Тайн господина Синтеза» и «Секрета Жермены», соответственно), три больших документальных сочинения, а также более двух десятков очерков и рассказов
Русские переводы романов Буссенара появлялись как правило сразу же после публикации его новых книг во Франции. В 1911 году в приложении к журналу «Природа и люди» (С.-Петербург) вышло собрание сочинений в Луи Буссенара в 40 томах. Также отдельные произведения переиздавались в советские времена.
8 октября
125 лет со дня рождения русской поэтессы, прозаика, переводчицы, крупнейшего поэта XX века Марины Ивановны Цветаевой (1892-1941)
Несколько интересных фактов биографии…
Родилась Цветаева Марина 26 сентября (по старому стилю – 8 октября) 1892 года в городе Москве. Отец ее был ученым, специализировавшимся на античной истории, искусстве и эпиграфике. Он являлся создателем, а также первым директором (с 1911 по 1913 год) Музея изящных искусств.
Мама, Мейн Мария Александровна, умерла в 1906 году. Она была пианисткой и мечтала, чтобы дочь также стала пианисткой. Однако мир поэзии манил юную Цветаеву больше, чем исполнение гамм.
В детстве из-за болезни матери жила подолгу в Германии, Швейцарии, Италии.. Марина владела свободно немецким и французским языками. В Сорбонне слушала в 1909 году курс французской литературы.
Первый сборник стихотворений Цветаевой был опубликован в 1910 году («Вечерний альбом»)
В 1912 году она выпустила второй сборник стихов – «Волшебный фонарь». В эти два сборника Цветаевой вошли также стихотворения для детей: «Так», «В классе», «В субботу».
В 1913 году выходит третий сборник поэтессы под названием «Из двух книг».
В 1922 году Цветаева переезжает в Берлин, затем в Чехию и в Париж. Именно в период эмиграции в биографии Марины Цветаевой большое признание получила проза.
Цветаева пишет серию произведений, посвященную известным и значимым для неё людям:
– в 1930 году написан поэтический цикл «Маяковскому», в честь – известного Владимира Маяковского, чьё самоубийство потрясло поэтессу;
– в 1933 – «Живое о живом», воспоминания о Максимилиане Волошине
– в 1934 – «Пленный дух» в память об Андрее Белом
– в 1937 – «Мой Пушкин», посвященное Александру Сергеевичу Пушкину.
Прожив 1930-е года в бедности, в 1939 Цветаева возвращается в СССР. Её дочь и мужа арестовывают. Сергея расстреливают в 1941 году, а дочь через 15 лет реабилитируют.
В этот период своей жизни Цветаева почти не пишет стихов, а лишь занимается переводами.
31 августа 1941 года Цветаева покончила с собой. Похоронена великая поэтесса в городе Елабуга на Петропавловском кладбище.
Музей Цветаевой находится на улице Сретенка в Москве, также в Болшево, Александрове Владимирской области, Феодосии, Башкортостане.
Памятник поэтессе установлен на берегу реки Ока в городе Таруса, а также в Одессе
При жизни не дождалась признания. Ей приходилось голодать, а творческие вечера и сборники по достоинству не были оценены современниками. В настоящее время, однако, Цветаева считается по праву одним из наиболее ярких представителей русской поэзии Серебряного века.
31 октября
115 лет со дня рождения русского писателя, драматурга Евгения Андреевича Пермяка (1902-1982). Автор пьес: “Лес шумит” и “Перекат” “Ермаковы лебеди”, “Серебряное копытце», сборников сказок и научно-популярных книг для детей и юношества “Кем быть?” (1946), “Дедушкина копилка” (1957), “От костра до котла” (1959), “Замок без ключа” (1962) и др.
Несколько интересных фактов биографии…
Пермяк – псевдоним автора, настоящая фамилия его была Виссов.
Еще до того, как Женя пошел в школу, ему не раз приходилось бывать на Воткинском заводе, где работала его тетя. Сам писатель говорил, что раньше заглянул в мартеновские печи, чем в букварь, а с инструментами подружился еще до того, как познакомился с таблицей умножения .
По окончании школы поступил на службу в Купинский мясопункт конторщиком. Потом успел поработать на пермской конфетной фабрике «Рекорд». Одновременно с этим пытался устроиться корректором в газеты «Красное Прикамье» и «Звезда».
Печатал статьи и стихи, подписываясь как «Мастер Непряхин» и получил корреспондентский билет (1923), который был выдан на имя Виссова-Непряхина.
Окончив университет, Евгений Андреевич отправился в столицу, где начал карьеру драматурга. Очень скоро он получил признание благодаря пьесам «Перекат», «Лес шумит». Они были поставлены и шли практически на всех подмостках страны.
Как писатель Евгений Пермяк стал известен в годы войны.
В послевоенное время Е.Пермяк обращается к прозе. В 1946г. он издает свой первый научно-популярный роман “Кем быть”, который имел успех и несколько переизданий.
Творческая манера Пермяка испытала сильное воздействие «уральских сказов» П. П. Бажова, с которым писатель сотрудничал во время эвакуации в Свердловске.
“Выходец из коренной уральской среды, Евгений Пермяк принес в литературу свой опыт, свою трудовую биографию, во многом определившую творческую самобытность писателя. Ему не нужно было выдумывать героев. Его книги населены живыми людьми, выхваченными из самой жизни.»
Евгений Пермяк поклонялся величию труда и воспевал его в своих романах, повестях и сказках. : “Дедушкина копилка” (1957), “От костра до котла” (1959), “Замок без ключа” (1962) и др.
Писатель верен этой теме и в романах: “Сказка о сером волке” (1960), “Последние заморозки” (1962), “Горбатый медведь” (1965), “Царство Тихой Лутони” (1970) и др.
Всю свою жизнь Евгений Пермяк посвятил поискам “тайны цены” человеческого труда.
Книги Евгения Пермяка переведены на многие языки, издавались во многих странах. Он награжден 2 орденами, медалями.
Умер 17 августа 1982 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище